Занятия. Особенности военного училища

Поначалу я хотел сделать эту статью длинной с подробным описанием лекций, семинаров, лабораторных работ и всего остального. Но, во-первых, впереди еще целая глава посвященная только учебе и там все это будет. А сейчас продолжим обзор распорядка дня и остановимся чисто на особенностях военного обучения.

На занятия ежедневно, кроме выходного воскресенья, отводилось три пары. Начало в 9.00, окончание в 14.15. Между парами большой перерыв 15 минут, а между академическими часами 5 минут. Вроде не много и учились, но нам хватало. Особенно если какие-нибудь полевые занятие или все три пары одной дисциплины, бывало и такое.

Какие же особенности?

Самое для меня удивительное это постоянное подведение итогов

Каждую неделю, каждый месяц и, естественно, семестр подводились итоги нашего обучения. В подразделении мы рассаживались на табуретках и происходила раздача. Выделялись лучшие и худшие.

То есть по каждой дисциплине выписывались оценки каждого курсанта за неделю (месяц, семестр) и все люди сортировались на отличников, хорошистов, троечников и двоечников:

  • Если по всем предметам или по 75% дисциплин пятерки, а остальное хорошо – отличник.
  • Если только хорошо или отлично, но пятерок меньше 75% — хорошист.
  • Хотя бы одна тройка – троечник.
  • Хотя бы одна двойка – двоечник.

И одно это иногда решало плохой ты или хороший. Потому что личная дисциплина и отличная служба в нарядах считались само собой разумеющимся явлением, за которые поощрять как бы и не стоит.

Именно так я, получив одну-единственную пятерку на семинаре по культурологи, в первую неделю учебы 2003 года стал отличником. И это позволило мне, чуть ли не единственному со всего курса (кроме поступивших солдат, которые неделей раньше во время присяги стояли в наряде) пойти в первое увольнение. Остальных увольнения лишили за плохой внутренний порядок, я писал об этом здесь.

Но никогда после мне не удалось быть даже хорошистом именно по итогам недель. Правда и двоечником не был. Всегда с тройками. Что не мешало мне сдавать сессию за сессией только на отлично. (Как же я чертовски скромен!).

Назначение дежурного

Ежедневно назначался дежурный по учебной группе. В нашем высокоорганизованном взводе это был утренний уборщик, чтобы не было путаницы и несправедливости. И хотя я писал, что назначался он из особо чахлых не желающих бегать на зарядке, но так было не всегда. К старшим курсам очередной уборщик назначался по кроватям. Вот как спали, так по очереди и убирали утром казарму. Это было удобно, потому что всегда можно было примерно знать свой день когда ты дежурный.

Что крайне важно, и вот почему. В обязанности дежурного входило явиться первым к преподавателю. Спросить что нужно, взять мел, карты (топографические), настроить лектор, подготовить доску и всякое такое. Дежурный командовал при входе преподавателя всем встать и докладывал, что такая-то учебная группа в количестве стольки-то человек на занятия прибыла. А на доске был написан расход личного состава. По списку, налицо, наряд, санчасть, отпуск или еще где и сколько.

Запомните: слово НАЛИЦО пишется слитно! Сколько человек пострадало от насмешек особо ревнивых до русского языка преподавателей. Частенько они спрашивали «на чьё лицо?», когда было написано раздельно. Хотя некоторым было не важно.

Так вот если с гражданскими преподавателями было проще, то на кафедру нашей тактики «Тактики восковой ПВО» было категорически трудно просто правильно войти в кабинет к преподавателю. Были они все не ниже подполковника, а в основном полковники. Служивые и заслуженные. Не без снаряда в голове многие. И тогда начинались попутные изучения уставов Внутренней службы и Строевого. Вспомнишь – вздрогнешь.

А имея на руках расписание и зная свою дату дежурства можно было вычислить хороший будет день или не очень. И теперь про расписание.

Собственно расписание

Это еще одна замечательная особенность военного образования. У меня сейчас младшая сестра учится в одном государевом вузе, так для нее не ведомо какие пары и когда поставят раньше, чем за несколько дней до их начала. Такое просто невозможно в военном училище.

Перед стартом каждого семестра в каждое подразделение выдаются отпечатанные в типографии академии (а такая есть!) расписания занятий на весь семестр включая экзамены. За полгода мы знали в каком кабинете, во сколько и кому я буду сдавать экзамен, зачет или еще что-то по той или другой дисциплине.

В специальном зашифрованном виде из букв, цифр и кружочков было записано все. Название предмета, номер темы и занятия, номер учебного корпуса и кабинета, вид занятия и фамилия преподавателя. И ни разу за пять лет не было ни одной замены! Я не знаю сколько человек занимались его разработкой, кто эти люди и даже где они находились. Но это гении. Представьте себе синхронизировать учебный процесс целой академии с примерно полутора тысячей обучающихся. Продумать, кто в каком классе будет сидеть, кто им преподавать и чтобы ничего нигде не пересеклось. Крутые ребята!

Как выглядело само расписание занятий ниже, а вот увеличенный фрагмент:

Расписание занятий в военном

Разберем первую дисциплину на примере:

  • РЦС – Радиотехнические цепи и сигналы (название дисциплины)
  • 6/63 лр – тема 6, занятие № 63, лр – лабораторная работа.
  • 3/309 – номер корпуса и номер аудитории.
  • 1109, 1108 – номера преподавателей (где 11 – номер кафедры, вторая группа цифр преподавателя непосредственно).
  • Дальнейшая волнистая линия со стрелкой означает, что лабораторная на две пары.

Обратите внимание на линию выше 6 числа вместо занятий и начало такой же линии 13 числа. Это большой наряд. В этот день для взвода занятия не планировались. Мы заступали в караул (от 13 до 15 человек), а остальные в другие виды нарядов академии. Об этом позже.

Все преподаватели были расписаны в аннотации под расписанием, но мы их и так знали, поэтому эту часть обычно отрезали. После этого расписание ламинировалось скотчем сзади и носилось сложенное вчетверо все полгода. Дни постепенно вычеркивались. К концу семестра изрядно потрепанное расписание было как карта боевых действий. Я их старался сохранить. Правда, сейчас навскидку нашел только одно:

Расписание занятий полностью
221 учебная группа. 3 семестр 2004-2005 учебного года

Раритетнейший раритет. Первый семестр второго курса 2004-2005 учебный год. В расписании есть даже день донора. Правда я был в колхозе как гласит запись. А сзади лично я и еще один мой товарищ записывали свои наряды. Для порядку. Хотя листы нарядов как положено велись замкомвзводом.

Понатужившись, могу вспомнить только несколько раз, чтобы пришел не тот самый препод, который указан в расписании, да и то из гражданских. Точно! Болела как-то преподаватель математики. Всё!

Простор для маневра

Такое жесткое расписание давало место для действий. Однажды я повздорил с прапором-лаборантом одной из кафедр. Дело дошло до начальника кафедры, разобрались и выяснилось, что я прав. Эту показательную сагу я, возможно, как-нибудь распишу, сейчас другое. Полковник извинился, мы вроде как историю замяли, но перед самой сессией до меня через сына одного из преподавателей, по совместительству моего сослуживца дошли сведения, что есть мысль меня зарезать на одном из двух экзаменов этой кафедры. Так как преподаватели прониклись сочувствием к прапорщику.

По одной из дисциплин я шел на «автомат», так как у меня было подряд несколько пятерок, а препод вначале года обещал амнистию таким сознательным военным. И вот грядет последнее перед зачетом с оценкой (страшнее экзамена) занятие. Семинар. На котором я сто пудово получу тройку если не двойку и хана мне. А предмет мутный шокапец. Сдавать его мне в принципе не грело, а при таких раскладах и вовсе. Но есть расписание! Я же знаю когда он семинар этот. Короче, я попросил спрятать меня в наряд по роте на этот день да и все дела. И овцы сыты и волки целы. Автомат я получил-таки.

На этом пока хватит про учебу.

 

К содержанию

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*