Командировка в Уфу ноябрь 2010 года

Прежде, чем начать рассказ про следующий год моей службы напишу про командировку в Уфу. В конце 2010 года армии вообще и нашему полигону в частности понадобились солдаты.

Стрельбовый сезон закончился, а развлекать контрактников и офицеров надо. Меня отправили в командировку.

За пять лет моей службы у меня было всего три командировки (не считая мелких за топливом или в город Астрахань).

Про первую и самую долгую я уже писал. Вторая была в начале 2010 года из которой мы притащили несколько десятков ракет. Из третьей были доставлены люди, а это само по себе интересно.

 

Подготовка

Это не караул и не сопровождение воинского груза, однако готовили нас как на опасное задание. С другой стороны нам предстояло привезти 35 непредсказуемых башкирских хлопцев, у которых свое на уме. Я так вообще думал что половина из них не знает русского языка, а потому инструктажи, тренажи и задушевные разговоры с замполитом нам были обеспечены.

Ехали мы вдвоем с еще одним офицером моего года выпуска, а потому обстановка была спокойная. Это не какой-то угрюмый майор из соседней части, а такое могло быть.

Смысл в чем: на территории 450 на 350 м располагался городок целого гарнизона, состоящего аж из 4 частей. При этом войсковой приемник или пункт приема молодого пополнения был задачей всего полигона, а не одной нашей гарнизонообразующей части. Получается теоретически команда по сопровождению могла быть сборной. Но тогда это было пофиг, главное было свалить куда подальше, да подольше.

В части творилась настоящая жопа. Конец года, итоговые проверки, инвентаризация, а тут еще и у командира части кризис. Как оказалось он в наши гиблые края приехал чисто для галочки. Или как говорят для трамплина в более верхние слои. И на все, что там творилось ему было до п@зды и по барабану. Видимо, тот кто что-то ему обещал, а говорили паровоз у него шикарнейший, пообещал ему максимум год ссылки. Год прошел, второй пошел, а никто его оттуда не вытаскивал. Чем это обернулось нам холопам и что он творил, я наверное опишу после. А сейчас хотелось свалить подальше.

 

Ну и свалили

До 2009 года я даже толком не представлял в какой стороне Уфа. В 2009 году я просто проезжал мимо, даже есть фотография у меня. Только вот добирались мы туда суток 5 или 6 в тот раз, а потому я думал это не близко. А оказалось что нифига подобного!

Пассажирский прямой поезд идет из Уфы к нам всего сутки и пять часов. Всего сутки и каких-то пять часов. Но всего, это когда едешь с другом и двумя нефтяниками из Тюмени в одном купе туда.

Военный комиссариат Башкирии

А когда везешь 35 человек, за каждого из которых в ответе, то это целых 29 часов! До Уфы добрались без приключений. Примерно к 19 часам мы уже были в Республиканском военкомате. Нам выделили койки в, не скажу гостинице, скорее кубрике, где уже ждали своих бойцов летчики из Иркутска и мы улеглись спать.

На следующий день выяснилось, что нашу команду будут собирать не меньше двух дней, а потому смысла нам сидеть в военкомате нет никакого и мы отпросились в город, интересно же что за Уфа такая.

Почему два дня: в каждой заявке от части (или соединения как в нашем случае) описаны требования к призывникам — судим/не судим, с правами/без, техникум или вуз, сколько технарей или например один ветеринар нужен или кинолог для собаки. А военкомат должен эти требования удовлетворить.

Потому летчики сидели в военкомате еще до нас и оставались после нас. А мы отправились искать приключения. И гостиницу конечно.

 

В городе

В каждом более или менее уважающем себя городе есть гостиница для военных с ценой номера 550 рублей в сутки под командировочные. Так же в конце они обязаны выдать квитанцию о проживании, которая удовлетворит бухгалтерию части. Когда в частях еще были бухгалтерии. Как сейчас отчитываются за командировки я честно говоря не представляю. Правда у нас даже после сокращения бухгалтеров остался сокращенный состав с каким-то хитрым названием этой всей богодельни.

Именно в такую гостиницу мы и отправились. Только номеров по 550 рублей не застали. Пришлось проживать по 800, но всего два дня, да и процветание же — денег было достаточно, потому не жалко. Располагалась она чуть ли не в многоэтажном жилом доме на первых этажах. Да и квитанцию у нас не приняли в итоге, но никто не расстроился. Я так точно.

И пошли гулять. Посмеялись над их «Азык тулек» под каждой вывеской продуктового магазина, бросалась в глаза архитектура домов и странное сочетание новых и старинных зданий. А в итоге мы заблудились. Хорошо, что записали адрес и были уверены, что на такси все равно вернемся обратно.

В тот день был хоккей, правда билетов купить уже естественно не удалось, а зря. Местный «Салават Юлаев» на пару с «Динамо» из Риги если правильно помню забросили тогда 11 шайб. Такую зарубу пропустили!

Я купил нож, хороший, по хорошим в те времена деньгам и леску-плетенку на спиннинг, которую испытал в том же декабре. Удивительно, но в 2010-м я был на рыбалке последний день аж 30 декабря. Со спиннингом. Поймал щуку. Хотя в ноябре, когда нам выдали солдат в Уфе мы попали в метель. Вот такое различие погод, в сутках пути на поезде.

Где были? Посетили ярмарку меда, а на площади возле памятника народному герою было какое-то представление. И просто много где погуляли по Уфе. Мой мусульманский сослуживец потащил меня полюбоваться мечетью, а как же.

Уфимская мечеть

Повалялись в гостинице перед телеком, конечно. Выпили местной водки. Естественно. Ну и пришла пора возвращаться в военкомат. О том, как мы забрали бойцов и возвратились в часть чуть позже в этой же статье.

Обновление от 08.07.2015

Наша команда

Вернулись мы в казарму примерно под вечер второго дня пребывания в Уфе, а уже на следующий команда была сформирована.

Осмотрели «товар» — мы же покупатели, по-другому никто старших команд и не называет. Раз покупатели, надо смотреть что нам подсовывают. а посмотреть было на что.

Я не знаю из-за экологии ли или еще почему, но башкирята какие-то не рослые мягко говоря. А по-простецки мелкие. Как всегда кто-то после бурных проводов с не сошедшими бланшами, да и в целом контингент разный.

У людей с синяками сразу взяли объяснительные, что не мы им их поставили, у остальных собрали паспорта, документы, золото и бриллианты. Во-первых, чтобы не потеряли, а, во-вторых, чтобы не сбежали. И пока новобранцы получали военное имущество я поехал покупать билеты на всю команду. Задача очень ответственная. Понятно, что все мы должны быть в одном вагоне и при этом уехать как можно раньше, потому что этот гемор ни нам ни военкомату нафиг не нужен. Им — кормить 37 лишних ртов, а нам следить за теперь уже нашими бойцами-красноармейцами. А следить есть где. Сама по себе территория военкомата не маленькая, да еще за стеной родной город с кучей соблазнов. Нам оставалось день простоять и ночь продержаться.

И мы держались. Я не помню кто придумал (из руководства военкомата), но всю ночь в две смены мы с напарником наблюдали как спят будущие защитники Отечества. Серьезно. Не знаю как мой сменщик, а с 2 ночи до подъема в 6 утра я сидел и наблюдал. Что в душной казарме не так уж и просто. Ну ничо! Зато никто не сбежал, не упился ничем и все прошло гладко.

А уже с утра на автобусе мы отправились на вокзал. Такое впечатление, что работники военкомата всеми силами старались как можно скорее вытряхнуть нас из своей юрисдикции. У них получилось. Зато на вокзале мы толпились в ожидании поезда часа четыре.

Естественно набежали родственники, принесли кульки и торбы с харчами. Досталось и нам. )) У меня до сих пор есть пара брелоков для ключей с пейзажами Уфы. Память — да и было приятно. Несколько раз пересчитывали всю братву, несколько раз объясняли родителям куда и выполнять какие задачи едут их сыновья и как добраться на Присягу.

Но ждать поезд всегда волнительно, а ждать поезд в армию… Я, конечно представляю, но не так остро как эти ребята. Мой первый поезд вез меня все же не в армию, а учиться. Хотя что более ссыкотно — служить или ехать поступать одному без связей еще поспорил бы. Так или иначе разместились.

РЖД или дорога обратно

Наш сервис в поездах — история отдельная. У меня есть блокнот с выписками из внутреннего документа обязательного для выполнения всеми проводниками.

Общий вид плацкартного вагона

Там подробно расписано какая должна быть температура в вагоне, сколько раз вытирать пыль и насколько ласково улыбаться пассажирам. А в форме мы или нет, мы — пассажиры.

Чтобы вы знали если поезд идет более суток до места назначения проводник обязан два раза за эти сутки произвести влажную уборку. Ага! Два раза. Вы такое видели хоть раз?

Белье. Он обязан не просто его выдать, а предложить мне его заправить. Обязан. И уже мое дело принять его предложение или сделать это самостоятельно. Тоже самое со сдачей белья. И как вы понимаете фраза по утрам: «Поднимаемся, сдаем белье!» с точки зрения всех законов РЖД чистой воды хамство.

И еще целый ряд вроде мелочей, но с моей ориентированной Уставами головой вовсе и не мелочей.

Но выполнять свои обязанности помнят единицы, а вот качать права… О, да. Есть некое так же внутреннее распоряжение, по которому каждый проводник обязан оказать платных услуг на сумму (тогда в 10 году) 20 рублей. За выполнение плана я так понимаю премия, за невыполнение, не знаю что, но по голове явно не погладят. РЖД — это жесткая частная корпорация. Именно поэтому проводники так яростно пытаются впарить нам свой фирменный чай, а по вагонам снуют тележки с пивом, чипсами и прочими друзьями изжоги.

Но одно дело, когда это делается в шутливой форме, как например в фирменном поезде Астрахань-Москва. Я ездил этим маршрутом десятки раз и считаю нормальным получить стакан с ложкой и подстаканником купив первую рюмку чая. Но совсем иначе считала уфимская проводница.

Мы не успели отъехать за пределы санитарной зоны, а она подошла к нам и заявила, что каждый солдат обязан купить у нее товара на 50 рублей, о чем мы должны их проинформировать. Вот именно так — обязан. А мы ей должны. Я — офицер Вооруженных сил должен проводнице плацкартного вагона. На резонный вопрос чой-та так я получил ответ, что здесь так принято. Солдатики у меня всегда покупают (с).

Ну нихрена ж себе!

Я категорически против такого подхода, что ей вежливо и пояснил. Тогда проводница ответила что придется ей самой договариваться.

Зычным голосом эта условная тетка Зина приказала (я настаиваю что так) приготовить моим солдатам по 50 рублей. Сейчас она будет продавать нам чай с шоколадками. И мое терпение лопнуло.

Солдатам  я сказал даже не дергаться, а проводницу попросил пригласить начальника поезда с книгой жалоб. Немедленно.

Прибежала интеллигентного вида женщина в очках, принесла какую-то бумажку. А я попросил объяснить что происходит в ее поезде. Согласитесь, материальное положение у всех разное. У меня было три круглых сироты. Какими словами я должен объяснить солдату, что ему нужен чай и шоколадки на 50 рублей, если у них почти у каждого с собой по пачке чая, килограммы шоколада, куриц, плова, чак-чаков и прочих ништяков? Как я потом докажу, что не попилил с проводником бюджет явно завышенных цен на продукты, если кто-то из них просто намекнет в прокуратуру или еще куда-то?

Самое интересное, что проводница не унималась: «ну, солдатики ж всегда берут»… Что там у нее в голове поди знай.

Надо было видеть как неудобно было начальнице. Она извинялась, а в хоть какое-то оправдание показала мне бумагу с той самой рекомендацией про 20 рублей, откуда ж я про нее и узнал. «Такого больше не повторится, а с проводницей я поговорю». Начальник поезда ушла, правда пообещала проводнице, что сделает пометку в журнале по поводу невозможности выполнения плана. После этого я намекнул Зинаиде, что знаю про влажные уборки и остальные ее обязанности и посмотрю как она их будет так же рьяно исполнять.

***

В остальном обратная дорога прошла без происшествий. Выспались. Чтобы хоть как-то развлечься и познакомиться с возможными сослуживцами мы обошли почти всех, косячников заставляли читать газеты вслух, а один даже написал дорожный стих. Его зовут Александр Сергеевич и помня про его великого тезку такое задание. Этот листок хранится у меня и сейчас где-то. Не дурно получилось у него, кстати.

Итогом поездки стал интересный опыт, несколько суток отдыха от части, а так же коробка (6 штук) сухпайков каждому. Потому что многие к ним даже не притронулись. Ну, раскурочили посмотреть что там по одному, ну потыкали в засохшую кашу вилками, да и сдоволились.

На вокзале прибытия нас уже ждали две машины под солдат, встречающие, и довольно теплая погода после Уфы, где мы повидали снег. На юг он пришел только к январю. Хорошо помню как вымок под дождем в новогоднюю ночь нового 2011 года.

И да. Влажная уборка в вагоне была два раза.

Можете поделиться этой записью с друзьями:

03.07.2015 / Армейщина комментариев 11
комментариев 11
  1. Роман
    04.07.2015 в 18:05 – Ответить

    >Я так вообще думал что половина из них не знает русского языка.
    Как житель Башкирии много смеялся над этим моментом и над некоторыми другими))))

    • Александр
      06.07.2015 в 10:49 – Ответить

      Азык тулек))

      • Роман
        06.07.2015 в 22:14 – Ответить

        У меня в детстве поблизости был только один магазин с надписью «Азык тулек», так я думал, что это его название)))
        Ну кстати говоря, сейчас немало башкир не знают свой родной язык, многие бегло говорят, но реально хорошие знания имеют редко. В основном хорошо знают язык учащиеся разных башкирских гимназий, где этому уделяют много времени.
        А русского языка не знают только некоторые бабушки которым уже 70+, потому что они всю жизнь прожили в башкирских деревнях.
        Хотя я думаю об этом Вы уже знаете, исходя из тех срочников)

        • Александр
          07.07.2015 в 09:33 – Ответить

          Ну да, общались рассказывали)). Я после уже читал что кто-то догадался запатентовать название «Азык тулек», потому они исчезли с вывесок продуктовых не этой сети.

    • Александр
      11.08.2015 в 14:34 – Ответить

      На счет башкиров да, забавно. Но вот когда к нам на флот привезли тувинцев, бурятов и якутов которые из русского знали только «Деньга» и «товарищ камандирама», то было как-то не очень весело)

  2. Светлана
    09.07.2015 в 15:39 – Ответить

    Интересно было прочитать. Когда были студентами как раз с этого сборного пункта уходили наши ребята (наш выпуск был одним из первых, когда ребят призывали в армию из института, хотя в институте была военная кафедра). А ваше «заблуждение» по поводу языка — это ерунда. Моя близкая подруга до поступления в институт жила за границей (это было время когда наши специалисты помогали братским народам строить социализм). Так вот, когда она объясняла, что она родом из Башкирии, и что у нас есть большие города, есть многоэтажки, а по дорогам едут машины — НИКТО НЕ ВЕРИЛ !!! Все считали, что Уфа — это такая местность, где запросто можно столкнутся с бурым медведем ( они почему-то точно знали, что у нас нет белых медведей), а передвигаемся мы на лошадях. А было это в конце 80-х гг.

    • Александр
      10.07.2015 в 09:48 – Ответить

      Западные заблуждения это вообще отдельная тема. Что касается моих опасений по поводу языка, то они не из неоткуда. В этот же призыв к нам привезли 5 или 6 солдат из Чукотки. Так вот они вроде как понимали что им говорят, а по-русски объясняться мог только один нормально. Сами как китайцы, а имена русские — Борис, Миша. И это в 21 веке!))

  3. Вячеслав
    13.09.2015 в 10:08 – Ответить

    про проводницу больше всего понравилось)

    • Александр
      16.09.2015 в 19:01 – Ответить

      Корявенько изложил, но да, своего добился. Военные тоже люди.

  4. Вячеслав
    13.09.2015 в 10:18 – Ответить

    Да и эпизод из ДМБ с Дедюшко- шикарен, вся соль фильма кмк)

    • Александр
      16.09.2015 в 19:00 – Ответить

      Мало кто оценит его по достоинству))

Прочтите правила комментирования!

Добавить комментарий